Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  221 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 221 / 734 Next Page
Page Background

433

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

434

сравнивать ихъ съ нимъ, нельзя не согла­

ситься, что между ними и Г[ушкинымъ такое

же отношеше, какъ между большими реками

и еще несравненно большей, которая соста­

вляется пзъ ихъ соединепныхъ водъ, погло-

щаемыхъ ею.

Пушкинъ явился именно въ то время,

когда только что сделалось возможнымъявле-

т е на Руси поззш, какъ искусства. Двена­

дцатый годъ быль великой эпохой въ жизни

Росши. По своими едйдствшмъ, онъ быль

величайшими событаемъ въ исгорщ России

после царствозаюя Петра Великаго. Напря­

женная борьба на смерть съ Наполеономъ

пробудила дремавшая силы

P

occíe

и

заста­

вила ее увидать въ себе силы и средства,

которыхъ она дотоле сама въ себе не подо­

зревала. Чувство общей опасности сблизило

между собой еословш, пробудило духъ общно­

сти и положило начало гласности и публич­

ности, столь чуждыхъ прежней патршрхаль-

ности, впервые столь жестоко поколебанной.

Чтобъ видеть, какое огромное влшнш имели

па Россш великш еобытая 1812—1814 го-

довъ, достаточно прислушаться къ толкамъ

старожидовъ, которые съ горестью говорить,

что съ двенадцатая года и климатъ ¡¡ъ Рос­

сш изменился къ худшему, и все стало до ■

роже: добряки не понимаюсь, что дорого­

визна эта была необходимыми сдЬдствшмъ

увеличивавшихся яуждъ образованной жи­

зни, следовательно, призяакомъ сильно дви­

нувшейся впереди цивилизащи. Въ это время,

веледствт ею же вызваиныхъ событай, Фран­

ция, столько времени боровшаяся со всей

Европой и ознакомившаяся въ этой борьбе

со своими соседями, уже начала отрекаться

отъ евоихъ литературньтхъ предразеудковъ.

Она увидела, что у соседей ея есть не только

умъ и талантъ, но и богатыя литературы;

она поняла, что Корнель и Расинъ еще не

исключительные представители творческаго

изящества, а Шекспиръ, Гёте и Шиллеръ—

совсемъ не представители замечательныхъ

даровашй, искаженныхъ дурными вкусомъ

и незнашемъ истинныхъ правили искусства;

она догадалась даже, что ни классическая

„Ars Poética“

Горацш, ни подражательная

ей

„L’Art Poétique“

Вуало, ни теория Баттё,

ни критика Лагарпа уже не могутъ быть

эстетическнмъ Кораномъ, и что въ туманныхъ

умозрйншхъ нймцевъ вооб!це и романтиче-

скихъ созерцашяхъ Шлегелей въ частности

есть много истин наго и вйрнаго касательно

искусства. Словомъ, ромаатизмъ вторгся и

во Фраяцш, тесня и изгоняя ея псевдо-

классичесшй китаизмь, основанный на гор­

дой мысли, что только одними французами

Вогъ далъ и умъ, и вкуси, отказавъ въ этпхъ

дарахъ нсймь другимъ нацшмъ. Франтя

жадно прислушивалась къ мрачными и гро-

мовымъ звуками лиры Байрона, предчув­

ствуя въ нихъ свое собственное возрождеше

къ новой жизни, и ноэтичесше разсказы

Вальтеръ-Скотта о среднихъ вйкахъ появля­

лись уже на французскомъ языке почти въ

то же время, какъ появлялись въ Лондоне

на англШскомъ. Падете военнаго террориз­

ма Наполеона развязало Фраящи руки не

только въ нолитическомъ отношеши, но и въ

отношеши къ науке и литературе: ненави­

димые и гонимые имъ «идеологи» свободно и

ревностно принялись за свое дело; литера­

тура и поэзщ ожили. Это имело прямое и

сильное влшше на нашу литературу. Когда

увенчанная славой Россш начала отдыхать

отъ евоихъ поб'йдъ п торжествъ и процветать

миромъ въ «гордомъ и полномъ довеР1я не­

кое». наши обветшалые и заплесневелые

журналы того времени и патршрхъ ихъ,

«Вестникъ Европы;, начали терять свое

влшше и перестали со своими запоздалыми

идеями быть оракулами читающей публики.

Явилась новая публика съ новыми потребно­

стями,—публика, которая изъ самыхъ исгоч-

никовъ иностранныхъ, а не изъ заплесневЬ-

лыхъ русекихъ журналовъ, начала черпать

понятая и суждения о литературе и искус-

сгвахъ и которая начала следить за успе­

хами ума человъческаго, наблюдая ихъ соб­

ственными глазами, а не черезъ тусклый

очки устаревшихъ педантовь. Около два-

дцатыхъ годовъ въ «Сыне Огечества» нача­

лись споры за романтизмъ; вскоре после того

появились альманахи, какъ прибежище но-

зыхъ дитературныхъ потребностей и иоваго

литературнаго вкуса, которые сь 1825 года

нашли своего представителя и выразителя

въ «Московскомъ Телеграфе». Внрочемъ, да

не нодумаютъ читатели, чтобъ въ этомъ яо-

верхностномъ С[иа

81

-романтизме мы видели

какую-то великую истину, действительность

которой и теперь не подвержена сомнение.

Нетъ, такъ-называемый романтизмъ двадца-

тыхъ годовъ, этотъ недоучившшея юноша

съ немного растрепанными волосами и чув­

ствами, теперь сзгЬшонъ со своими старыми

претензшми; его «высшш взгляды» теперь

сделались косыми, близорукими, а сбивчивыя

и неонреде.женныя теорш превратились въ

пустыя фразы и обветшалый слова. Но вся­

кому свое! Справедливость требуетъ согла­

ситься, что въ свое время этотъ псевдо-

романтизмъ принесъ великую пользу лите­

ратуре, освободивъ ее отъ болотной стояче-

сти и заплесневЬлости и указавъ ей столько

широкихъ и свободныхъ путей. Доказатель-

ствомъ этого можетъ служить, что лучине

ноэтичесше труды Жуковскаго совершены

имъ или около, или после двадцатыхъ годовъ,

какъ-то: переводъ «Торжества Победителей»,

«Жалобы Цереры», «Элевзинскаго Празд-