Курская правда Март 1939 г. № 49 - № 73

30 марта 1939 г-, № 73 (4800) К У Р С К А Я П Р А В Д А ■ - ГШСОШШ& НАРОДНАЯ ЭПОПЕЯ Книга имеют свою судьбу. Разительна судьба гоголевской повести о Тарасе Бульбе, образ которого не утратил до сих пор своей свежести и обаяния. Художественное мастерство и идейная значительность, глубокая и органическая , связь с изумительным народным эпосом, —все это сообщает гоголевской повести значение великого памятника героико- эпического искусства. Для автора «Тараса Бульбы» история была не бегством от животрепещущих вопросов современной ему действитель­ ности. На материале истории он пытался поставить ряд острых проблем современ­ ности. В «Тарасе Бульбе» нашла свое наибо­ лее яркое в русской и украинской лите­ ратуре отражение героическая борьба • украинского народа против польских зах­ ватчиков, за свою национальную незави­ симость. Вся повесть пронизана высоким дыханием мужества и отваги, страстного патриотизма, и неистребимой ненависти к панской Польше, тщетно' мечтавшей зака- Ц балить украинский народ. Волнующая эпопея украинского каза­ чества, развернувшаяся на протяжении • 16— 17 веков, представляет собой один из замечательных периодов героической истории украинского народа. Горсть бег­ лых крестьян, выросшая впоследствии в грозную запорожскую вольницу и факти­ ческого хозяина всего Южного и Среднего Приднепровья, стала могущественным ор­ ганизмом, способным вести национально- освободительную борьбу. Гнет Польши встречал особенно ярост­ ное противодействие в Запорожской Сеян ■— средоточии наиболее отважных и са­ моотверженных сынов народа. Запорожская Сечь выступает у Гоголя единой монолитной силой, страшной в своем гневе и трогательной в своей любви. Скупыми, но яркими и выразительными штрихами воссоздает Гоголь героев Сечи. При всем их глубоком индивидуальном своеобразии есть одна, присущая в оди­ наковой мере всем им, черта. В их пове­ дении есть нечто большее, чем то, что называют личным героизмом. Во всем, в чем бы они ни проявляли себя, они преж­ де всего осознают себя, как участники общего народного дела. \ Гоголь дает это особенно чувствовать даже, в батальных сцепах. Разрозненной воинственной толпе поляков, где каждый отвечает только за себя, где основным принципом военной стратегии является лишь личный подвит, Гоголь противопо­ ставляет сомкнутый, железный, дыша­ щий единым порывом строй запорожцев. Апофеозом силы и героизма является 'сам Тарас Бульба. Это бесспорно один из ' лучших эпических образов в русской классической литературе. Несмотря на огромные симпатии к свое­ му герою, Гоголь пи одним штрихом не пытается создать впечатление исключи­ тельности Тараса. Он не противопостав­ ляется всей массе. Художник изображает Тараса Бульбу в таком соотношении с национально-освободительной борьбой все­ го украинского народа, что именно народ оказывается на первом плане повести. Вот почему Бульба, несмотря на свою яркость и монументальность, не застилает борьбы к сооои величественной картины всего украинского народа. Бульба глубоко демократичен. Он взят в резко антагонистическом плане ® пара­ зитарному дворянству— иноземному и оте­ чественному. Тарас— человек огромной воли и не­ дюжинного природного ума. Трогательно- нежный к товарищам и беспощадный к врагу, громящий польских магнатов и арендаторов и защищающий угнетенных н обездоленных, пренебрежительно относя­ щийся к науке и неусыпно бдящий за уче­ нием сыновей— таким представляется это «точно необыкновенное явление русской силы». Сколько- мужества и отваги в поведении Тараса, презирающего опасность и проби­ рающегося на территорию врага в надеж­ де повидать своего сына Остана! Потря­ сающи страдания этого бесстрашного че­ ловека, увидевшего на плахе любимого сына. Совершенно иным выступает Тарас в трагическом конфликте с Аядрием. Узнав об измене младшего сына, Бульба выры­ вает в себе к нему отцовское чувство. Человек, предавший отчизну, кто бы он ни был, достоин смерти— жестокой, мучи­ тельной смерти. Героическая эпоха национально-освобо­ дительной борьбы украинского народа вы­ зывает к жизни могучих людей, людей сильных и мужественных, энергичных и стойких, сметающих все преграды, стоя­ щие на пути к осуществлению их идеа­ лов. Пот почему в образе Тарас-а соче­ таются черты высокого гуманизма и беспо­ щадной жестокости, трогательной отече­ ской любви к Остапу и неистребимой не­ нависти к предателю А ндрею . Тема патриотизма, беззаветной предан­ ности идеалам народа и родины звучит в повести с огромной силой. Вслед за гибелью Остапа и других со­ ратников, погибает и сам Тарас. Потрясающа сцена казни Тараса. При­ вязанный к дереву, он, презирая смерть, не забывает сделать все от него зави­ сящее, чтобы спасти своих товарищей. За­ коны Сечи преодолевают страх перед му­ чительной казнью, и герой умирает с соз­ нанием выполненного долга. Вот почему его смерть, при всем ее трагизме, не нак­ ладывает на повесть печати пессимизма и безысходности. Задыхаясь на костре, Тарас произносит свою пропитапную гневом и презрением к врагам речь: «Что, взяли, чортовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоял­ ся коза-к?..» И Гоголь заключает эту речь вдохно­ венной ремаркой: «Да разве найдутся на свете такие ог­ ни, муки и такая сила, которая бы пере­ силила русскую силу!». Никакие пытки не могут заставить Тараса изменить самому себе, своей от­ чизне. Е в этом органическом слиянии человека с высокими идеалами— основа глубочайшей народности гоголевского героя. Перечитывая эту превосходную повесть, мы не можем не восхищаться мужеством и героизмом Тараса Бульбы, его преданно­ стью родине и народу, т. е. теми качест­ вами,которые делают этот образ ’ близким и дорогим для людей нашей эпохи. С. МАШИНСКИЙ. V V V Гоголь о будущем России Гоголь любюг- Россию пламенной сыно- вней любовью, он считал, что ей в даль­ нейшем суждено сыграть грандиозную ис­ торическую роль в жизни человечества. Когда он думал о будущем России, то родина представлялась ему в образе стремительно мчащейся тройки. «Эх тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?— писал Гоголь в конце первого тома «Мертвых душ». Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, ® той земле, что не любит шутить, а ровней— гладнем развернулась на подсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. ...Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит чорт знает на чем'; а привстал да замахнулся, да затя­ нул песню — кони .вихрем, спицы в коле­ сах смешались в один гладкий круг, толь­ ко дрогнула дорога, да вскрикнул ® ис­ пуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. Н ©он уже видно вдали как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты , Русь, что бойкая ие- обгоштмая тройка несешься;? Дымом ды­ мится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. ...И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, ко­ ни, копи, что за кона! Вихри ли сидят в ваших гривах! Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вы­ шины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди к, почти не тро­ нув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается коло­ кольчик; гремит и становится ветром разо­ рванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь посторанн- ваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В 1846 году в письме к графине ...ой Гоголь писал, что приндет скоро то время когда «Европа приедет к нам не за покуп­ кою пеньки и сала, но за покупкою му­ дрости, которой пе продают- больше на европейских рынках». Прошло несколько десятков лет и пред­ сказания великого писателя стали реаль­ ностью. СОВРЕМЕННИНИ О ГОГОЛЕ БЕЛИНСКИЙ «...Среди этого торжества мелочности, посредственности, ничтожества, бездарно­ сти, среди этих пустоцветов и дождевых пузырей литературных, среди этих ребя­ ческих затей, детских мыслей, ложных чувств, фарисейского патриотизма, притор­ ной народности,— вдруг, словно освежи­ тельный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жиз­ ни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстной, нервнетой, кровной любовью к плодовитому зерну русской жизни: творе­ ние необ’ятно-художественное по концеп­ ции и выполнению, по характерам дей­ ствующих лиц и подробностям русского быта; и б то же время глубокое по мыс­ ли, социальное, общественное и историче­ ское...» (Отзыв на «'Мертвые души»). ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ...Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего парода, как Гоголь для Россия. ...Прежде всего скажем, что Гоголя должно считать отцом русской прозаиче­ ской литературы, как Пушкина — отцом русской поэзии. ...За Гоголем остается заслуга, что он первый дал русской литературе решитель­ ное стремление к содержанию, и при тон стремление в столь плодотворном направ­ лении, как критическое. ...Кто гладит по шерсти всех и все, тот, кроме себя, не любит пиково и ниче­ го; тем довольны все, тот не делает ни­ чего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кото никто ненави­ дит, тому никто ни чем не обязан. Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он встал во главе тех, которые отрицают злое, пошлое. По­ тому он имел славу возбудить во многих вражду к себе. И только тогда будут еди­ ногласны в похвалах к нему, когда исчез­ нет все пошлое и низкое, против чего ои боролся. ПО ГОГОЛЕВСКИМ МЕСТАМ ВЕЧЕРЯ В ДИКЯНЬКЕ Иван Андреевич Дубов1— самый старый человек в своем ансамбле. Ему 81 год. Но сверстники по ансамблю песни и пляски немногим моложе его. Зато мало кто в Диканьке умеет так веселиться, плясать, петь и балагурить, как эти ста­ рички. Когда диканьский Дом культуры об’являет очередной концерт или спек­ такль, парубки и дивчата, встречая па улице Дубова, обязательно спросят: — Иван Андреевич! 'Ну, як сьогодт? 3 вами, чи без вас? Як що без вас,—-то ми не прийдемо? — Ничего!— отвечает старик,—прихо- дьте, ребята, сегодня до нашей хаты. Раз дело сложилось так, то уж мы станцюем вам гопак! В ожидании начала концерта Иван Анд­ реевич прогуливается по фойе и весело беседует с публикой. Дубов никого не оставляет в покое:» — Микйлу Васильевича знаешь? — обратился он к молодой колхознице Таисии ПоцелуйКо. ■— Це якого же? Лайкового третьей бригады? — Та ни! Миколу Васильевича Гоголя? — Пу, звичайно, знаю. — Слышала, что у нас в Диканьке трапнлось? — Ни, ие чула! — Пе чула? Слухайте, громадине! Вона не чула! А про то, что чорт месяц украл, пе чула? Все хохочут, а с ними вместе хохочет и Таисия. — Чего вы все «хо-хо-хо» да «хи-хи-хи», говорю серьезно: чорт украл месяц в Диканьке. — Да якип там чорт? Чого вы все жартуете, Иван Андреевич? Но Иван Андреевич не унимается: — Читали «Ночь перед Рождеством»? Пааятаете, як там чорт месяц украл и что из этого произошло на темных улицах Диканьки? Вот я и спрашиваю вас: могло бы такое случиться в наши дни? Все смеются. Никто не хочет отвечать. Все ждут, что скажет сам Иван Андре­ евич. — Первое,—и Дубов загибает один палец,— мы всих чортгв к бесу послали, второе— нам светло и без месяца: ось ба­ ните, сколько света тут в театре. А как ярко горит электричество на улицах Ди- j каньки! Чорт пе мот бы тут Чгачего зро- ! бить. А третье,— а третье— повторяет : Иван Андреевич н оглядывается вокруг: ! — нема моей губы, а вже пора по­ чинать концерт! Фраза «нема моей губы» вызывает но­ вый смех. Все знают, что Дубов ждет п р и -; хода еще одного участника ансамбля, 70- : летнего колхозника по имени Тимофей Афанасьевич Губа. Это— лучший музыкант На торжественном вечере присутствуют все лучшие люди села. Кого тут только нет! И 25-летняя колхозннца-стаханоиа : Мария Трембак, заработавшая за минув­ ший год 1000 трудодней, и Александра 1 Жовновата, образцовая колхозница, одна из ; наиболее талантливых артисток диканыаи- го драматического кружка, неподражаемая исполнительница рода свахи в «Женитьбе»: , Гоголя, и стахановец-колхозник Максим1 Резник, и лучшие граверы-художники села— колхозники Еван Яковенко, Иван Дробязко. , Широко и привольно живет в наши дня колхозная Диканьке. ...Со сцены Дома культуры льются пес­ ни, чудесные народные украинские песня о славной жизни советской страны, о до­ блести Красной Армии, песни любви $ социалистической Родине. Хорошо бывает на вечерах в Диканьке!! И. РОДИН, Н. В. Гоголь В мрачную эпоху николаевской реак­ ции, жестоко преследовавшей всякое про­ явление человеческой мысли, на литера­ турное поприще выступил гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Н. В. Гоголь родился 19 (31) марта 1809 года в отдаленном украинском по- мепднчьем захолустье (с. Сорочинцы, Пол­ тавской губ.) в семье мелкопоместного дворянина. Двевадцатилетним мальчиком Гоголь был отдан в Нежинскую «гимназию выс­ ших паук», где он учился семь лет. Че­ рез полгода после окончания гимназии он отправился в Петербург. Некоторые рабо­ ты его, помещенные в «Литературной га­ зете», дали ему возможность познако­ миться с поэтом Жуковским. Через него Гоголь быстро сошелся с литературными кругами, в частности с Лушкиным, ока­ завшим впоследствии громадное влияние 1 на все его творчество. В Петербурге жизнь далекой украинской провинции рисуется Гоголю в красивых идиллических тонах. После неудачной поэмы «Ганс Кюхелъгартен» (из жизни немецкого пастора) Гоголь приступает к работе над повестями «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых рисует кра­ сочные картины, полные диковинных чу­ дес и юмора. Повесть «Ставосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» озна­ меновали появление в русской литерату­ ре нового великого писателя-реалиста. В этих произведениях Гоголь рисовал близ­ ко знакомую ему жизнь помещичьего захолустья н \ связан­ ной с ним уездной провинции. И если в'«Старосветских поме­ щиках» Гоголь был интимно близок, к это­ му изображаемому им миру и его отноше­ ние к нему было иронически снисходи­ тельным, то в повести о двух Иванах он скорбным взором смотрел на этот мир че­ ловеческого ничтожества. В петербургских повестях Гоголя осо­ бенно выделяется «Невский проспект» — это, подвыражению Белинского, «создание столь же глубокое, сколько1 и очарователь­ ное». Трагедия бедного художника, меч­ тателя Пискарева, с одной стороны, и безграничное легкомыслие пустоголового поручика Пирогова, с другой,—вот два контрастирующих образа, с помощью ко­ торых Гоголь вскрывает свое отношение к окружающей его жизни. Гоголь знает, что за внешним блеском Невского проспекта— этой центральной артерии большого горо­ да — скрывается грустная судьба и ду­ шевная драма обездоленных людей. «Бее обман, все мечта, все не то, чем кажет­ ся!» — говорит Гоголь — «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады ка­ рет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». IB период тридцатых годов Гоголь был охвачен замыслом—обрисовать мир дво­ рянской и бюрократической знати. В письме к Погодину Гоголь говорит, сколь­ ко у него собралось «злости, смеха и сота». Б некоторых сценических фрагментах, оставшихся от первоначального замысла пьесы «Владимир 3-й степени» («Утро молодого человека», «Дакеискада, «Тяжба» и «Отрывок») и в таких произведениях, как «Записки сумасшедшего'», «Вое», «Шинель» Гоголь разоблачает окружаю­ щую его бюрократическую и дворянскую знать. В рассказе «Шинель» в самых резких контрастирующих очертаниях Гоголь по­ казывает, с одной стороны, ©сю обездо­ ленность и приниженность беззащитного мелкого чиновника— старика Акакия Ака­ киевича Башмачкина, а с другой сторо­ ны,— всю наглость, бездушие и чванство, упоенного своей властью «значительного лица». Недаром Герцен говорил о том, что до Гоголя «никто никогда... не читал тако­ го полного паталого-анатоетческого курса о русском чиновнике». Особое место в произведениях Гоголя занимает повесть «Тарас Бульба». Насы- щенная исторической романтикой эта блестящая повесть изображает героиче­ скую борьбу украинского народа с пан­ ской Польшей за свою независимость. В 18 34— 36 годах Гоголь пишет свою бессмертную комедию «Ревизор». Здесь реализм Гегеля и его гениальный юмор проявлены в изумительном сочетании, каждый из чиновников провинциального захолустья показан в его вндзвидутигь- ных очертаниях. Деспотизм, наглость п трусость в образе городничего, легкомыс­ лие почтмейстера Шпекина, умственная ограниченность Дяпкина-Тяпктша, и-ауш- нйчеетво и пронырливость Земляники, чисто животный трепет Луки Лукача Хлошва... И над всем этим миром царит образ Хлестакова, мнимого ревизора, ко­ торого, по выражению Белинского, создал страх городничего!. По указанию Гоголя, в знаменитой сцене третьего акта Хлеста­ ков, упоенный манией величая, на миг сам верит своему собственному враныо. Обличительный смех Го-голя часто даже против воли автора подрывал фундамент царского самодержавия. В провинциаль­ ном городничем, в мелких чиновниках го­ голевского «'Ревизора» общество того вре­ мени угадало всероссийского городничего — царя Николая Палкина с его подруч­ ными. Вот почему постановка «Ревизора» вы­ звала негодование тех, против кого была направлена гоголевская сатира. В но- мещпчье-бгорократичеекпх кругах Гоголя называли «бунтовщиком», «зажигателен», «врагом России». Раздавались голоса, тре­ бовавшие отправки Гоголя в кандалах в Сибирь. Гоголь писал Погодину: «Столица ще­ котливо оскорбляется тем, что выведены нравы шести чиновников провинциаль­ ных; что лее бы сказала столица, если бы выведены были хотя слегка ее собст­ венные нравы? Я огорчен не нынешним ожесточением против моей пьесы, меня заботит мая печальная будущность»- Подавленный нападками дворянской и чиновничьей зиатн, полный тяжелых пе­ реживаний Гоголь через полтора месяца после первого представления «Ревизора» уезжает за границу (июнь 1836 г.). В течение ряда лет пребывания за грани­ цей он работает над «Мертвыми душами». В 1841 году Гоголь приезжает в Моск­ ву, отделывает окончательно последние главы первой части «'Мертвых душ» и в 1842 году гениальное произведение вы­ ходит в свет.. «Мертвые души»—это полное торжест­ во гоголевского гения. Гоголь разверты­ вает здесь картину разлагающегося фе­ одально-крепостнического строя, всю гнус- , ность и омерзительность вырождающихся «дворянчиков». «Благодаря Гоголю,—писал Герцш,— мы увидели их (дворянчиков), выходя­ щими. из своих дворцов и домов без ма­ сок, без прикрас, вечно пьяными и об­ жирающимися: рабы власти без достоин­ ства и тираны без сострадания.,.». После выхода в свет первой части «Мертвых душ» Гоголь вновь уезжает за границу. За это время религиозные наст­ роения, привитые ему еще с детства, все ,сильнее охватывают писателя. Гоголь пы­ тается примириться с окружающей его действительностью. В 1846 году выходит его книга «Выбранные места из перепис­ ки с друзьями». В этой книге Гоголь го­ ворит о своем признании всей существу­ ющей политической и социальной систе­ мы жизни. Эта книга вызвала резкий протест со стороны великого критика- демократа Белинского. В обширном письме к Гоголю, которое Герцен назвал гениаль­ ным произведением великого критика, Бе­ линский, отдавая должное Гоголю, как автору «Ревизора» п первой части «Мерт­ вых душ», выступает решительным про­ тивником всех его заблуждений. Это письмо Белинского Ленин назвал образ­ цом «демократической печати прошлого». Полный неуверенности в правоте своих общественных взглядов, Гоголь несколько раз сжигал написанные главы второй ча­ сти «Мертвых душ». Четыре года спустя I после смерти Гоголя появились в печати оставшиеся разрозненные пять глав этой второй части. Гоголь разделил судьбу многих лучших людей царской России. Как Пушкин, как Лермонтов, как многие другие талантли­ вые передовые люди, Гоголь был затрав­ лен, замучен самодержавием. Крепостни­ ческий строй довел его почти до сума­ сшествия, до отречения от собственном; творчества. i 5 марта 1852 года Гоголь скончался. На его надгробном камне друзья вырезали слова библейского пророка: «Горьким ело- j эом моим посмеюся». При всех своих заблуждениях Гоголь' оставался писателен-граждаиином. Типы, созданные им, бессмертны. Мно­ гие из них стали нарицательными. Кто j ие зпает лжеца и хвастуна Хлестакова* казнокрада и взяточника Сквозник-Дму- хановского, сумасшедшего скопидома Плюшкина, Чичикова, Коробочку, Мани­ лова и многих других? Произведения Гоголя полны глубокой любви к человеку, они отражают протест народа против бесправия, рабства. Поэто­ му они народны в самой своей основе. Владимир Ильич Ленин говорил об идеях Гоголя, что они дороги «всякому поря­ дочному человеку» (том XVI, стр. 132)* Ленин пользовался гоголевскими обра­ зами для разоблачения противников рево­ люционного марксизма. Сталин пользуется образами Гоголя для раскрытия ряда яв­ лений, мешающих великому социалисти­ ческому созиданию в нашей стране. Замечательно сказал о Гоголе Черны­ шевский: «Как пи велики твои ошибки, мученик скорбной мысли, но ты был одним из благороднейших сынов России, и бессмерт­ ны твои заслуги перед родиной». Тай воспринимает Гоголя и советский народ. Миллионы советских людей с любовью читают произведения одного из любимей- ших сынов народа—Николая Васильевича Гоголя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=