Курская правда Март 1939 г. № 49 - № 73
30 марта 1939 г-, № 73 (4800) К У Р С К А Я П Р А В Д А ■ - ГШСОШШ& НАРОДНАЯ ЭПОПЕЯ Книга имеют свою судьбу. Разительна судьба гоголевской повести о Тарасе Бульбе, образ которого не утратил до сих пор своей свежести и обаяния. Художественное мастерство и идейная значительность, глубокая и органическая , связь с изумительным народным эпосом, —все это сообщает гоголевской повести значение великого памятника героико- эпического искусства. Для автора «Тараса Бульбы» история была не бегством от животрепещущих вопросов современной ему действитель ности. На материале истории он пытался поставить ряд острых проблем современ ности. В «Тарасе Бульбе» нашла свое наибо лее яркое в русской и украинской лите ратуре отражение героическая борьба • украинского народа против польских зах ватчиков, за свою национальную незави симость. Вся повесть пронизана высоким дыханием мужества и отваги, страстного патриотизма, и неистребимой ненависти к панской Польше, тщетно' мечтавшей зака- Ц балить украинский народ. Волнующая эпопея украинского каза чества, развернувшаяся на протяжении • 16— 17 веков, представляет собой один из замечательных периодов героической истории украинского народа. Горсть бег лых крестьян, выросшая впоследствии в грозную запорожскую вольницу и факти ческого хозяина всего Южного и Среднего Приднепровья, стала могущественным ор ганизмом, способным вести национально- освободительную борьбу. Гнет Польши встречал особенно ярост ное противодействие в Запорожской Сеян ■— средоточии наиболее отважных и са моотверженных сынов народа. Запорожская Сечь выступает у Гоголя единой монолитной силой, страшной в своем гневе и трогательной в своей любви. Скупыми, но яркими и выразительными штрихами воссоздает Гоголь героев Сечи. При всем их глубоком индивидуальном своеобразии есть одна, присущая в оди наковой мере всем им, черта. В их пове дении есть нечто большее, чем то, что называют личным героизмом. Во всем, в чем бы они ни проявляли себя, они преж де всего осознают себя, как участники общего народного дела. \ Гоголь дает это особенно чувствовать даже, в батальных сцепах. Разрозненной воинственной толпе поляков, где каждый отвечает только за себя, где основным принципом военной стратегии является лишь личный подвит, Гоголь противопо ставляет сомкнутый, железный, дыша щий единым порывом строй запорожцев. Апофеозом силы и героизма является 'сам Тарас Бульба. Это бесспорно один из ' лучших эпических образов в русской классической литературе. Несмотря на огромные симпатии к свое му герою, Гоголь пи одним штрихом не пытается создать впечатление исключи тельности Тараса. Он не противопостав ляется всей массе. Художник изображает Тараса Бульбу в таком соотношении с национально-освободительной борьбой все го украинского народа, что именно народ оказывается на первом плане повести. Вот почему Бульба, несмотря на свою яркость и монументальность, не застилает борьбы к сооои величественной картины всего украинского народа. Бульба глубоко демократичен. Он взят в резко антагонистическом плане ® пара зитарному дворянству— иноземному и оте чественному. Тарас— человек огромной воли и не дюжинного природного ума. Трогательно- нежный к товарищам и беспощадный к врагу, громящий польских магнатов и арендаторов и защищающий угнетенных н обездоленных, пренебрежительно относя щийся к науке и неусыпно бдящий за уче нием сыновей— таким представляется это «точно необыкновенное явление русской силы». Сколько- мужества и отваги в поведении Тараса, презирающего опасность и проби рающегося на территорию врага в надеж де повидать своего сына Остана! Потря сающи страдания этого бесстрашного че ловека, увидевшего на плахе любимого сына. Совершенно иным выступает Тарас в трагическом конфликте с Аядрием. Узнав об измене младшего сына, Бульба выры вает в себе к нему отцовское чувство. Человек, предавший отчизну, кто бы он ни был, достоин смерти— жестокой, мучи тельной смерти. Героическая эпоха национально-освобо дительной борьбы украинского народа вы зывает к жизни могучих людей, людей сильных и мужественных, энергичных и стойких, сметающих все преграды, стоя щие на пути к осуществлению их идеа лов. Пот почему в образе Тарас-а соче таются черты высокого гуманизма и беспо щадной жестокости, трогательной отече ской любви к Остапу и неистребимой не нависти к предателю А ндрею . Тема патриотизма, беззаветной предан ности идеалам народа и родины звучит в повести с огромной силой. Вслед за гибелью Остапа и других со ратников, погибает и сам Тарас. Потрясающа сцена казни Тараса. При вязанный к дереву, он, презирая смерть, не забывает сделать все от него зави сящее, чтобы спасти своих товарищей. За коны Сечи преодолевают страх перед му чительной казнью, и герой умирает с соз нанием выполненного долга. Вот почему его смерть, при всем ее трагизме, не нак ладывает на повесть печати пессимизма и безысходности. Задыхаясь на костре, Тарас произносит свою пропитапную гневом и презрением к врагам речь: «Что, взяли, чортовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоял ся коза-к?..» И Гоголь заключает эту речь вдохно венной ремаркой: «Да разве найдутся на свете такие ог ни, муки и такая сила, которая бы пере силила русскую силу!». Никакие пытки не могут заставить Тараса изменить самому себе, своей от чизне. Е в этом органическом слиянии человека с высокими идеалами— основа глубочайшей народности гоголевского героя. Перечитывая эту превосходную повесть, мы не можем не восхищаться мужеством и героизмом Тараса Бульбы, его преданно стью родине и народу, т. е. теми качест вами,которые делают этот образ ’ близким и дорогим для людей нашей эпохи. С. МАШИНСКИЙ. V V V Гоголь о будущем России Гоголь любюг- Россию пламенной сыно- вней любовью, он считал, что ей в даль нейшем суждено сыграть грандиозную ис торическую роль в жизни человечества. Когда он думал о будущем России, то родина представлялась ему в образе стремительно мчащейся тройки. «Эх тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?— писал Гоголь в конце первого тома «Мертвых душ». Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, ® той земле, что не любит шутить, а ровней— гладнем развернулась на подсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. ...Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит чорт знает на чем'; а привстал да замахнулся, да затя нул песню — кони .вихрем, спицы в коле сах смешались в один гладкий круг, толь ко дрогнула дорога, да вскрикнул ® ис пуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. Н ©он уже видно вдали как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты , Русь, что бойкая ие- обгоштмая тройка несешься;? Дымом ды мится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. ...И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, ко ни, копи, что за кона! Вихри ли сидят в ваших гривах! Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вы шины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди к, почти не тро нув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается коло кольчик; гремит и становится ветром разо рванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь посторанн- ваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В 1846 году в письме к графине ...ой Гоголь писал, что приндет скоро то время когда «Европа приедет к нам не за покуп кою пеньки и сала, но за покупкою му дрости, которой пе продают- больше на европейских рынках». Прошло несколько десятков лет и пред сказания великого писателя стали реаль ностью. СОВРЕМЕННИНИ О ГОГОЛЕ БЕЛИНСКИЙ «...Среди этого торжества мелочности, посредственности, ничтожества, бездарно сти, среди этих пустоцветов и дождевых пузырей литературных, среди этих ребя ческих затей, детских мыслей, ложных чувств, фарисейского патриотизма, притор ной народности,— вдруг, словно освежи тельный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жиз ни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстной, нервнетой, кровной любовью к плодовитому зерну русской жизни: творе ние необ’ятно-художественное по концеп ции и выполнению, по характерам дей ствующих лиц и подробностям русского быта; и б то же время глубокое по мыс ли, социальное, общественное и историче ское...» (Отзыв на «'Мертвые души»). ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ...Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего парода, как Гоголь для Россия. ...Прежде всего скажем, что Гоголя должно считать отцом русской прозаиче ской литературы, как Пушкина — отцом русской поэзии. ...За Гоголем остается заслуга, что он первый дал русской литературе решитель ное стремление к содержанию, и при тон стремление в столь плодотворном направ лении, как критическое. ...Кто гладит по шерсти всех и все, тот, кроме себя, не любит пиково и ниче го; тем довольны все, тот не делает ни чего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кото никто ненави дит, тому никто ни чем не обязан. Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он встал во главе тех, которые отрицают злое, пошлое. По тому он имел славу возбудить во многих вражду к себе. И только тогда будут еди ногласны в похвалах к нему, когда исчез нет все пошлое и низкое, против чего ои боролся. ПО ГОГОЛЕВСКИМ МЕСТАМ ВЕЧЕРЯ В ДИКЯНЬКЕ Иван Андреевич Дубов1— самый старый человек в своем ансамбле. Ему 81 год. Но сверстники по ансамблю песни и пляски немногим моложе его. Зато мало кто в Диканьке умеет так веселиться, плясать, петь и балагурить, как эти ста рички. Когда диканьский Дом культуры об’являет очередной концерт или спек такль, парубки и дивчата, встречая па улице Дубова, обязательно спросят: — Иван Андреевич! 'Ну, як сьогодт? 3 вами, чи без вас? Як що без вас,—-то ми не прийдемо? — Ничего!— отвечает старик,—прихо- дьте, ребята, сегодня до нашей хаты. Раз дело сложилось так, то уж мы станцюем вам гопак! В ожидании начала концерта Иван Анд реевич прогуливается по фойе и весело беседует с публикой. Дубов никого не оставляет в покое:» — Микйлу Васильевича знаешь? — обратился он к молодой колхознице Таисии ПоцелуйКо. ■— Це якого же? Лайкового третьей бригады? — Та ни! Миколу Васильевича Гоголя? — Пу, звичайно, знаю. — Слышала, что у нас в Диканьке трапнлось? — Ни, ие чула! — Пе чула? Слухайте, громадине! Вона не чула! А про то, что чорт месяц украл, пе чула? Все хохочут, а с ними вместе хохочет и Таисия. — Чего вы все «хо-хо-хо» да «хи-хи-хи», говорю серьезно: чорт украл месяц в Диканьке. — Да якип там чорт? Чого вы все жартуете, Иван Андреевич? Но Иван Андреевич не унимается: — Читали «Ночь перед Рождеством»? Пааятаете, як там чорт месяц украл и что из этого произошло на темных улицах Диканьки? Вот я и спрашиваю вас: могло бы такое случиться в наши дни? Все смеются. Никто не хочет отвечать. Все ждут, что скажет сам Иван Андре евич. — Первое,—и Дубов загибает один палец,— мы всих чортгв к бесу послали, второе— нам светло и без месяца: ось ба ните, сколько света тут в театре. А как ярко горит электричество на улицах Ди- j каньки! Чорт пе мот бы тут Чгачего зро- ! бить. А третье,— а третье— повторяет : Иван Андреевич н оглядывается вокруг: ! — нема моей губы, а вже пора по чинать концерт! Фраза «нема моей губы» вызывает но вый смех. Все знают, что Дубов ждет п р и -; хода еще одного участника ансамбля, 70- : летнего колхозника по имени Тимофей Афанасьевич Губа. Это— лучший музыкант На торжественном вечере присутствуют все лучшие люди села. Кого тут только нет! И 25-летняя колхозннца-стаханоиа : Мария Трембак, заработавшая за минув ший год 1000 трудодней, и Александра 1 Жовновата, образцовая колхозница, одна из ; наиболее талантливых артисток диканыаи- го драматического кружка, неподражаемая исполнительница рода свахи в «Женитьбе»: , Гоголя, и стахановец-колхозник Максим1 Резник, и лучшие граверы-художники села— колхозники Еван Яковенко, Иван Дробязко. , Широко и привольно живет в наши дня колхозная Диканьке. ...Со сцены Дома культуры льются пес ни, чудесные народные украинские песня о славной жизни советской страны, о до блести Красной Армии, песни любви $ социалистической Родине. Хорошо бывает на вечерах в Диканьке!! И. РОДИН, Н. В. Гоголь В мрачную эпоху николаевской реак ции, жестоко преследовавшей всякое про явление человеческой мысли, на литера турное поприще выступил гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Н. В. Гоголь родился 19 (31) марта 1809 года в отдаленном украинском по- мепднчьем захолустье (с. Сорочинцы, Пол тавской губ.) в семье мелкопоместного дворянина. Двевадцатилетним мальчиком Гоголь был отдан в Нежинскую «гимназию выс ших паук», где он учился семь лет. Че рез полгода после окончания гимназии он отправился в Петербург. Некоторые рабо ты его, помещенные в «Литературной га зете», дали ему возможность познако миться с поэтом Жуковским. Через него Гоголь быстро сошелся с литературными кругами, в частности с Лушкиным, ока завшим впоследствии громадное влияние 1 на все его творчество. В Петербурге жизнь далекой украинской провинции рисуется Гоголю в красивых идиллических тонах. После неудачной поэмы «Ганс Кюхелъгартен» (из жизни немецкого пастора) Гоголь приступает к работе над повестями «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых рисует кра сочные картины, полные диковинных чу дес и юмора. Повесть «Ставосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» озна меновали появление в русской литерату ре нового великого писателя-реалиста. В этих произведениях Гоголь рисовал близ ко знакомую ему жизнь помещичьего захолустья н \ связан ной с ним уездной провинции. И если в'«Старосветских поме щиках» Гоголь был интимно близок, к это му изображаемому им миру и его отноше ние к нему было иронически снисходи тельным, то в повести о двух Иванах он скорбным взором смотрел на этот мир че ловеческого ничтожества. В петербургских повестях Гоголя осо бенно выделяется «Невский проспект» — это, подвыражению Белинского, «создание столь же глубокое, сколько1 и очарователь ное». Трагедия бедного художника, меч тателя Пискарева, с одной стороны, и безграничное легкомыслие пустоголового поручика Пирогова, с другой,—вот два контрастирующих образа, с помощью ко торых Гоголь вскрывает свое отношение к окружающей его жизни. Гоголь знает, что за внешним блеском Невского проспекта— этой центральной артерии большого горо да — скрывается грустная судьба и ду шевная драма обездоленных людей. «Бее обман, все мечта, все не то, чем кажет ся!» — говорит Гоголь — «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады ка рет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». IB период тридцатых годов Гоголь был охвачен замыслом—обрисовать мир дво рянской и бюрократической знати. В письме к Погодину Гоголь говорит, сколь ко у него собралось «злости, смеха и сота». Б некоторых сценических фрагментах, оставшихся от первоначального замысла пьесы «Владимир 3-й степени» («Утро молодого человека», «Дакеискада, «Тяжба» и «Отрывок») и в таких произведениях, как «Записки сумасшедшего'», «Вое», «Шинель» Гоголь разоблачает окружаю щую его бюрократическую и дворянскую знать. В рассказе «Шинель» в самых резких контрастирующих очертаниях Гоголь по казывает, с одной стороны, ©сю обездо ленность и приниженность беззащитного мелкого чиновника— старика Акакия Ака киевича Башмачкина, а с другой сторо ны,— всю наглость, бездушие и чванство, упоенного своей властью «значительного лица». Недаром Герцен говорил о том, что до Гоголя «никто никогда... не читал тако го полного паталого-анатоетческого курса о русском чиновнике». Особое место в произведениях Гоголя занимает повесть «Тарас Бульба». Насы- щенная исторической романтикой эта блестящая повесть изображает героиче скую борьбу украинского народа с пан ской Польшей за свою независимость. В 18 34— 36 годах Гоголь пишет свою бессмертную комедию «Ревизор». Здесь реализм Гегеля и его гениальный юмор проявлены в изумительном сочетании, каждый из чиновников провинциального захолустья показан в его вндзвидутигь- ных очертаниях. Деспотизм, наглость п трусость в образе городничего, легкомыс лие почтмейстера Шпекина, умственная ограниченность Дяпкина-Тяпктша, и-ауш- нйчеетво и пронырливость Земляники, чисто животный трепет Луки Лукача Хлошва... И над всем этим миром царит образ Хлестакова, мнимого ревизора, ко торого, по выражению Белинского, создал страх городничего!. По указанию Гоголя, в знаменитой сцене третьего акта Хлеста ков, упоенный манией величая, на миг сам верит своему собственному враныо. Обличительный смех Го-голя часто даже против воли автора подрывал фундамент царского самодержавия. В провинциаль ном городничем, в мелких чиновниках го голевского «'Ревизора» общество того вре мени угадало всероссийского городничего — царя Николая Палкина с его подруч ными. Вот почему постановка «Ревизора» вы звала негодование тех, против кого была направлена гоголевская сатира. В но- мещпчье-бгорократичеекпх кругах Гоголя называли «бунтовщиком», «зажигателен», «врагом России». Раздавались голоса, тре бовавшие отправки Гоголя в кандалах в Сибирь. Гоголь писал Погодину: «Столица ще котливо оскорбляется тем, что выведены нравы шести чиновников провинциаль ных; что лее бы сказала столица, если бы выведены были хотя слегка ее собст венные нравы? Я огорчен не нынешним ожесточением против моей пьесы, меня заботит мая печальная будущность»- Подавленный нападками дворянской и чиновничьей зиатн, полный тяжелых пе реживаний Гоголь через полтора месяца после первого представления «Ревизора» уезжает за границу (июнь 1836 г.). В течение ряда лет пребывания за грани цей он работает над «Мертвыми душами». В 1841 году Гоголь приезжает в Моск ву, отделывает окончательно последние главы первой части «'Мертвых душ» и в 1842 году гениальное произведение вы ходит в свет.. «Мертвые души»—это полное торжест во гоголевского гения. Гоголь разверты вает здесь картину разлагающегося фе одально-крепостнического строя, всю гнус- , ность и омерзительность вырождающихся «дворянчиков». «Благодаря Гоголю,—писал Герцш,— мы увидели их (дворянчиков), выходя щими. из своих дворцов и домов без ма сок, без прикрас, вечно пьяными и об жирающимися: рабы власти без достоин ства и тираны без сострадания.,.». После выхода в свет первой части «Мертвых душ» Гоголь вновь уезжает за границу. За это время религиозные наст роения, привитые ему еще с детства, все ,сильнее охватывают писателя. Гоголь пы тается примириться с окружающей его действительностью. В 1846 году выходит его книга «Выбранные места из перепис ки с друзьями». В этой книге Гоголь го ворит о своем признании всей существу ющей политической и социальной систе мы жизни. Эта книга вызвала резкий протест со стороны великого критика- демократа Белинского. В обширном письме к Гоголю, которое Герцен назвал гениаль ным произведением великого критика, Бе линский, отдавая должное Гоголю, как автору «Ревизора» п первой части «Мерт вых душ», выступает решительным про тивником всех его заблуждений. Это письмо Белинского Ленин назвал образ цом «демократической печати прошлого». Полный неуверенности в правоте своих общественных взглядов, Гоголь несколько раз сжигал написанные главы второй ча сти «Мертвых душ». Четыре года спустя I после смерти Гоголя появились в печати оставшиеся разрозненные пять глав этой второй части. Гоголь разделил судьбу многих лучших людей царской России. Как Пушкин, как Лермонтов, как многие другие талантли вые передовые люди, Гоголь был затрав лен, замучен самодержавием. Крепостни ческий строй довел его почти до сума сшествия, до отречения от собственном; творчества. i 5 марта 1852 года Гоголь скончался. На его надгробном камне друзья вырезали слова библейского пророка: «Горьким ело- j эом моим посмеюся». При всех своих заблуждениях Гоголь' оставался писателен-граждаиином. Типы, созданные им, бессмертны. Мно гие из них стали нарицательными. Кто j ие зпает лжеца и хвастуна Хлестакова* казнокрада и взяточника Сквозник-Дму- хановского, сумасшедшего скопидома Плюшкина, Чичикова, Коробочку, Мани лова и многих других? Произведения Гоголя полны глубокой любви к человеку, они отражают протест народа против бесправия, рабства. Поэто му они народны в самой своей основе. Владимир Ильич Ленин говорил об идеях Гоголя, что они дороги «всякому поря дочному человеку» (том XVI, стр. 132)* Ленин пользовался гоголевскими обра зами для разоблачения противников рево люционного марксизма. Сталин пользуется образами Гоголя для раскрытия ряда яв лений, мешающих великому социалисти ческому созиданию в нашей стране. Замечательно сказал о Гоголе Черны шевский: «Как пи велики твои ошибки, мученик скорбной мысли, но ты был одним из благороднейших сынов России, и бессмерт ны твои заслуги перед родиной». Тай воспринимает Гоголя и советский народ. Миллионы советских людей с любовью читают произведения одного из любимей- ших сынов народа—Николая Васильевича Гоголя.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=